![]() Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, поражается грех, чтобы жила правда… Святой Василий Великий
|
|
Православный взгляд на болезнь хорошо известен нам из учения Святых Отцов Церкви. Святые Отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу. С православной точки зрения болезнь является нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества — стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь — закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням. Безусловно, что некоторые болезни бывают от беспечности человеческой: чревоугодие, пьянство и бездействие. «Болезни вместо епитимии идут, терпите благодушно: они будут как мыло у прачек» — говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов. Православное понимание болезни шире узкого медицинского, понимающего болезнь как только телесное страдание. Ученые-медики прекрасно знают, что более половины всех нарушений в организме, развивающихся при болезненном состоянии тела имеют «функциональную» природу, т. е. связаны с нарушением душевного и духовного гомеостазиса больного. Недаром считается, что если боль тела «доказывает» его существование, то «душевная боль», переживаемая человеком неопровержимо доказывает существование души. Елеосвящение, соборование, молитва об излечении недугов, действий лекарств, молебны о здравии, использование святой воды, принятие Священных Даров, все это было в арсенале православной медицины. Не следует забывать, что несомненные успехи сделала в свое время и святоотеческая психология. Телесная болезнь и страдания болящего, без сомнения находятся в тесной связи с состоянием его духа и души. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Именно в христианстве можно найти единение религии и медицины, т. е. и та, и другая тело ценят как святость, целостность с душой, рассматривая плоть и тело как разные понятия, а под плотью понимая плотские помыслы души, при святости тела. Православная Церковь всегда была опорой отечественной медицины, подкрепляя ее усилия своим духовным окормлением, давая больным чудесные исцеления, останавливая народные бедствия в том числе и эпидемии, давая надежду и силу в борьбе с недугами и больным, и медицинским работникам. Особой болезнью даже и с медицинской точки зрения является старость, как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивые чувства. Благообразие, однако, не приходит само, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней, твердой веры, которая редка сейчас и среди пожилых людей и стариков. Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг-молитву, пост (немало болезней, особенно в хирургии лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также отношение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых. Некоторые больные этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38, 12). И так лечиться необходимо, важнее другое — как и у кого. Больной, призванный к подвигу терпения и смирения, сейчас почти не получает духовной поддержки. Слово как лечебный фактор постепенно исчезает из арсенала медицинского работника, у которого обычно «нет времени» разговаривать с больным, а ведь ранее кроме слова соболезнования, утешения и надежды, в арсенал лечебной входили и Таинства Церкви, в частности, молитвы врачей (В. П. Филатов, В. Ф. Войно-Ясенецкий) о своих пациентах. Следует поддерживать в больном и развивать веру в Бога, пусть даже неопределенную, на уровне чувства, что в мире есть что-то святое, страх Божий как осознание более или менее выраженной ответственностью перед Богом и, наконец, признание бессмертия свой Души. Нужно в корне изменить отношение к умирающим людям, «трудящимся последним земным трудом», создать для них подобающую и достойную обстановку. Следует возродить почитание чудотворных икон, особенно икон Божьей Матери: «Владимирская», «Смоленская», «Тихвинская», «Донская», «Избавительница». Все эти надежды мы питали, добиваясь создания нашего общества, попытались эти идеи в его устав. Закончить свое наставление я бы хотел словами молитвы врача: «…Очисти меня от духовной проказы и удостой со всеми благоугодившими Тебе святыми врачами прославлять милость Твою. Спасителю мой, и человеколюбие безначального Твоего Отца, со Единосущным Тебе Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь».
Профессор, доктор медицинских наук, зав. кафедрой педагогики и психологии УГМА, диакон Свято-Троицкого Архиерейского подворья Сергий ВОГУЛКИН |
Views (186)