Житие святого благоверного короля Англии Альфреда Великого

От юности до победы над «великой армией»

 

Протоиерей Андрей Филлипс

Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею.
(Пс. 2: 6)

 

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.
(Пс. 50: 8)

Предисловие: Альфред святой
(память 8 ноября по новому стилю)

Альфред увидел ученость мертвой – и возродил ее.
Образование было запущено – он восстановил его.
Законы были бессильны – он дал им силу.
Церковь была в упадке – он поднял ее.
Землю опустошал зловещий враг – он избавил ее от него.
Имя Альфреда будет жить столько, сколько человечество будет уважать прошлое.

Надпись на статуе святого Альфреда Великого в Уонтидже

 

Статуя св. Альфреда Великого в Уонтидже
Статуя св. Альфреда Великого в Уонтидже

Девятилетним мальчиком я открыл для себя короля Альфреда Великого и истории, связанные с ним. И он сразу же меня покорил. Позже Провидение привело меня учиться в университетский колледж в город, который основал Альфред. Учась в этом колледже, хранившем портрет короля Альфреда XVII века, я много прочел о его заслугах. Да, легенды, но в них заключена духовная истина. Прослужив православным клириком почти 20 лет, я понял, что Альфред был не только праведным человеком, но и святым мужем. Во всей моей жизни постоянно присутствует король Альфред Великий. И за последние два десятилетия все большее число английских православных и инославных христиан признают в короле Альфреде Великом (849–899) святого. В 1992 году один православный написал краткое житие святого Альфреда, и имя короля было внесено в православный календарь. Многие римо-католики тоже видят в Альфреде святого. И потому мы предлагаем житие короля, попутно отвечая на вопросы, возникающие в связи с распространением его почитания.

 

То, что вопрос о святости Альфреда поднимается именно сейчас, когда прошло более 1000 лет с того времени, когда жил этот король, – не случайность. Кажется, сегодня в Англии Альфреда идет процесс нового возвращения к язычеству. Как будто бы история движется в обратном направлении, и мы вновь приходим к тому положению, в котором пребывало английское христианство в свои первые века. Альфред трудился над созиданием Англии, а мы сегодня становимся свидетелями уничтожения Англии. Мы снова видим то, что происходило во времена Альфреда, когда датчане-язычники терзали Англию. И мы видим сегодня нечто подобное. Конечно, на нас не нападают внешние враги, но мы все видим разложение Англии изнутри. Сегодня вы можете встретить людей, вполне открыто и по-модному называющих себя язычниками, имеющих свои обряды и гордящихся тем, что они язычники. Это очень похоже на то, что происходило в Англии в IX веке, при завоевании ее язычниками.

Нынешние нападения на христианские ценности угрожают английской национальной идентичности. Мы не имеем права забывать, что Англия и англичане существуют как нация только благодаря Церкви, принесшей свет Христов нашим предкам, англам, в 597 году, благодаря Церкви, объединившей народ единой национальной структурой, а затем и единым правлением. Во второй половине IX века христианству угрожали язычники-викинги – и Англия почти исчезла. Но то же самое происходит и сегодня: Англия как христианская страна исчезает. А язычество всегда одно и неизменно – в старой ли форме, в новой ли.

Мы верим, что сейчас очень нуждаемся в Альфреде. Он был первым королем всей Англии и нашим единственным «защитником веры». Так что правы те, кто осмеливается сегодня призывать: «Святой и праведный Альфред, моли Бога о твоей земле и твоем народе!»

Глава 1. Англия до короля Альфреда

От ярости северных людей избави нас, Господи.

К 800 году самым сильным государством в Англии, несомненно, была Мерсия, занимавшая нынешний район Мидлендс. Ее возвышение произошло в правление короля Оффы († 796). Однако при короле Уэссекса Эгберте (802–839) это королевство, располагавшееся на западе Англии, постепенно стало доминировать над другими ее частями, особенно теми, что лежали к югу от Темзы. В 825 году Сассекс, Суррей и Кент, а позднее Эссекс и Восточная Англия перешли под контроль Уэссекса. В 829 году даже Мерсия оказалась под его властью. К этому времени относятся первые набеги язычников-викингов из Дании, и хотя королевству Уэссекс пришлось их отбивать, оно смогло подчинить себе Нортумбрию, Уэльс, а в 838 году и Корнуолл. Король Эгберт умер в 839 году, и ему наследовал его сын Этельвульф, не такой воинственный и более склонный обустраивать церковь. И как раз в 839 году новый король решил отправиться в паломничество в Рим. Этельвульфа подвигло на это ужасное видение одного английского священника. Явившийся этому пастырю ангел поведал: грехи и беззакония христиан так вопиют к небу, что даже молитвы святых более не могут сдерживать небесный суд, и если народ немедленно не покается и не начнет достойно служить Богу, храня день Господень, то как кара небесная явятся язычники на множестве кораблей, неся гибель от огня и меча Англии и ее жителям. И только покаяние, пост и милостыня могут спасти остров от несчастья.

Пророческое предсказание исполнилось слишком быстро. В течение трех лет – с 840 по 843 год – язычники-викинги по много раз совершали ужасные набеги на христианскую Англию. И всегда побеждали: в Дорсете, Линкольншире, Восточной Англии, Кенте, Кентербери, Лондоне, Гемпшире и Сомерсете. Это было начало бедствий, тревоживших и беспокоивших младшего сына короля Этельвульфа Альфреда всю его жизнь – с детства и до самой смерти. А паломничество Этельвульфу пришлось отложить на 16 лет.

Мир, в который пришел святой Альфред Великий, пел литанию: «От ярости северных людей избави нас, Господи!» Молитва усилилась, когда впервые зиму 850–851 годов датчане провели в Англии, и это не предвещало ничего хорошего.

Глава 2. Детство и юность святого Альфреда Великого
849–871 годы

Теперь его очень любили.

Согласно «Житию короля Альфреда», которое приписывается епископу Ассеру, Альфред родился в 849 году в городе Уонтидж, сегодня весьма небольшому. Он расположен в нескольких милях южнее Темзы, в центральной части южной Англии. Будучи как раз посредине между Бристолем и Лондоном, в IX веке королевское поместье Уонтидж занимало стратегическое положение на границе Уэссекса и Мерсии.

 

Уонтидж, Оксфордшир - родина св. Альфреда Великого
Уонтидж, Оксфордшир — родина св. Альфреда Великого

Место рождения святого Альфреда, как предполагают, было в непосредственной близости от приходской церкви, около которой сегодня стоит памятник ему. Святой Альфред был самым младшим из пяти детей – четырех сыновей и одной дочери – короля Уэссекса Этельвульфа и его жены Осбурги. Они оба славились своей набожностью; говорили даже, что король Этельвульф в молодые годы мечтал принять монашество в Винчестере. Об Осбурге писали как о «самой благочестивой женщине, благородством манер украсившей благородство происхождения». Альфред был младшим из шести детей короля Этельвульфа, у которого от первого брака был еще один сын – Этельстан, умерший относительно молодым.

 

Альфреда очень любили и его родители, и все, кто его окружал. Он воспитывался при королевском дворе; он «отличался внешностью более красивой, чем у его братьев, и более приятными манерами, речью и поведением». С детства его благородный ум стремился к мудрости более, нежели к чему-либо еще. Он внимательно слушал книги, которые ему читали, и старался запомнить услышанное. Однажды его мать, показав ему и другим братьям книгу английских поэм, сказала: «Я подарю эту книгу тому из вас, кто выучит всю ее быстрее других». Альфред, которому тогда было 5 или 6 лет, был поражен первым же инициалом, которым она была украшена. Он взял эту книгу, отправился к своему учителю и выучил все содержавшиеся в ней поэмы. Потом он вернулся к матери и, отдав ей книгу, прочел их наизусть. Так он отвоевал книгу у своих братьев, которые, хотя и были старше его, не проявляли таких способностей, как Альфред.

В 853 году, когда Альфреду было 4 года, его в сопровождении знати и слуг отправили в паломничество в Рим. Его отец, давно желавший этого, не смог поехать с ними из-за угрозы языческих набегов. В Риме папа Лев, позже прославленный в лике святых, принял Альфреда как духовного сына. Он пожаловал его в консулы Рима, преподнес в дар меч и облек в мантию белого и пурпурного цветов – такой великой чести удостоился Альфред, награжденный духовным саном, подобающим его королевскому происхождению.

В 855 году король Этельвульф, незадолго до того овдовевший, все же рискнул предпринять поездку в Рим. Он взял с собой и Альфреда. Здесь, у мощей мучеников, король, несомненно, молился о спасении своей страны. Альфред, которому тогда было 6 лет, уже наполовину сирота, был оставлен в Риме на год. Как водится, его отец привез щедрые и роскошные дары папе, тогда уже Бенедикту III, и всей Римской Церкви. Все это, вероятно, произвело на мальчика неизгладимое впечатление.

Возвратившись в Англию, 60-летний отец Альфреда снова женился из политического расчета на 13-летней Юдифи, дочери франкского короля Карла Лысого. Оба короля хотели таким образом скрепить свой союз против язычников, которые, как и сарацины в Италии, представляли угрозу для всей Европы. Но Этельвульф умер всего через два года после заключения этого брака, в который, как выяснилось в январе 858 года, он вступил весьма неосмотрительно.

 

Королева Осбурга читает книгу своему сыну Альфреду
Королева Осбурга читает книгу своему сыну Альфреду

Юный Альфред проявлял большую сноровку во всех видах охоты, и ему сопутствовала удача. Там он постигал не только красоту природы, но и ее тайны, будучи духовно одаренной натурой. Ожидая своего 12-летия, когда ему можно будет начать учиться читать и писать, он выучил наизусть дневные службы часов, многие молитвы и псалмы. Их он собрал в отдельную книгу, которую все время держал при себе вплоть до зрелых лет. Возможно, он хотел бы уделять больше времени наукам, но при дворе Уэссекса в то время не было ученых. Позже Альфред вовсе не сожалел о том, что не посвятил себя наукам; и хотя у него не было достаточно времени для получения образования, все же в детстве и отрочестве он смог научиться весьма многому.

 

Говорили, что Альфред очень любил и почитал святых, например святого Кутберта. И несомненно, он знал о многих современных ему церковных деятелях, таких как епископ Элстан Шерборнский и, конечно же, святитель Свитин Винчестерский, который был духовным наставником его отца. Епископ уэссексского города Винчестер с 852 года, святитель Свитин был учителем отца Альфреда, когда тот был ребенком. Говорили, что простой и мягкий епископ Свитин уговорил короля Этельвульфа на смертном одре отдать одну десятую своих земель Церкви.

С детства Альфред любил посещать святые места и прикладываться к мощам святых, он посвящал много времени молитве и милостыне. Говорили также, что ему много страданий доставила некая болезнь – возможно, слепота или проказа.

Одно предание – его можно считать достоверным, а можно и не считать таковым – гласит, что однажды, охотясь в Корнуолле, в местечке, известном сейчас как Сент-Неот, Альфред остановился около церкви святого Гвинера. На этом месте он помолился об исцелении от своей тяжкой болезни, причинявшей ему столько мук. Он молил Бога, чтобы его болезнь была заменена на другую – менее разрушительную и заметную внешне, чтобы из-за нее он не стал бесполезным для своего королевства. Его молитва была вознаграждена исцелением, но позднее, как мы увидим, Альфреда сразит другой недуг.

Англия в опасности

Пока Альфред подрастал, жизнь вокруг него менялась. Как мы уже сказали, в 830–840-е годы от нападений датчан-язычников стали страдать разные области Англии, особенно на востоке – в Кенте, Эссексе и Королевстве восточных англов, а также в Девоне. В 853 году королевство Уэссекс, прибавив к своему центру в юго-западной Англии весь юго-восток, вступило в союз с Мерсией для отражения все усиливавшейся экспансии язычников- викингов.

Весной 853 года сестра Альфреда вышла замуж за короля Мерсии. Тогда языческий десант прибыл на 350 кораблях, и, отражая его, два исторических королевства действовали как одно, но с главенством Уэссекса. Набеги продолжились и в 850-е годы, и тогда же огромные полчища викингов, в основном датчан, стали селиться в Англии, создавая новые проблемы.

Отца Альфреда Этельвульфа в 858 году сменил на престоле (после больших споров и разногласий) его сын с очень воинственным нравом, по имени Этельбальд. Его правление было весьма беспокойным; впрочем, он умер в 860 году. Этельбальду наследовал следующий сын Этельвульфа – Этельберт, принесший королевству Уэссекс некоторый покой после глупостей своего старшего брата. Тот год был отмечен победой жителей Уэссекса над язычниками-викингами, опустошившими их столицу – город Винчестер. И язычники тогда устремились в Кент, восточную часть которого им удалось разорить в 864 году. К несчастью, после всего пяти лет мирного и достойного правления король Этельберт умер. В 866 году ему наследовал следующий брат – Этельред. Тогда язычники были как никогда дерзкими. Завоевав Нортумбрию в 867 году, они уже собирались войти в королевство Восточная Англия со своей «большой армией» и поживиться там в ее монастырях. Именно в то время Альфред, наследник трона, умело помогал своему брату королю Этельреду и поддерживал его в ратных подвигах. В 868 году, когда Альфреду было 19 лет, он женился на Эльсвите, дочери одного знатного мерсийца. Но к несчастью, как пишут, Альфред был сражен таинственной и тяжкой болезнью в самый день венчания. Некоторые предполагают, что это могла быть инфекция мочевого пузыря или камни в почках. В любом случае, ему с этого дня и до самого конца своей жизни приходилось терпеть мучительную боль. Жена Альфреда Эльсвита родила нескольких детей, из которых пятеро дожили до взрослых лет.

В том же году викинги вышли из Нортумбрии и двинулись на Мерсию и Ноттингем. Здесь молодой Альфред защищал город бок о бок с будущим святым – королем Эдмундом Восточно-Английским, которого язычники убили в ноябре 869 года. В декабре 870 и январе 871 года язычники направились из завоеванной ими Восточной Англии в Беркшир – часть королевства Уэссекс. Здесь английские христиане победили в небольшой схватке при Энглфилде, но потерпели поражение от датского нападения при Рединге. 8 января произошла главная битва при Эшдауне на Беркширских холмах, и здесь Альфред проявил себя как отличный военачальник, показав себя более предприимчивым и смелым, чем его брат Этельред. В Эшдауне английские христиане разгромили язычников. Однако через две недели, в январе 871 года, англичане были разбиты при Бейсинге. К концу марта другая битва близ Марлборо в Уилтшире оказалась неудачной для англичан, а в апреле другая языческая «летняя армия» прибыла из Европы для усиления армии, с победами шествовавшей по острову. Начинался новый – героический – период английской истории с новым – героическим – лидером.

Глава 3. Король Альфред и спасение Англии
871–878 годы

Истинное благородство в разуме.

Альфред Великий. Комментарии к «Утешению философией»

Вскоре после Пасхи 871 года благочестивый король Этельред умер, и Альфред унаследовал трон. Он вступал на трон как «король Уэссекса», но позже правил уже как «король всей Англии» – с 871 по 899 год. Это был неожиданный и крайне необычный поворот в судьбе самого младшего и самого слабого здоровьем из всех пяти братьев. Всего несколькими годами ранее никто и представить не мог, что Альфред однажды взойдет на престол. Но еще меньше людей могли предположить, что юный Альфред примет участие в великой войне против язычников, которая будет продолжаться долгие годы. И мало кто мог вообразить, что наступит то время, когда Альфред станет победителем в этой войне. Сам Альфред был отнюдь не в восторге от того, что ему предстояло править страной, которой грозила такая ужасная опасность. Он сам впоследствии напишет в своей версии «Утешения философией»: «Алчность и величие земной власти никогда не будут радовать меня; я же сам не столь многого заслужил, понеся бремя это власти».

Превосходя всех своих братьев в мудрости, полезных навыках и доблести воина, новый король, имея от роду лишь 22 года, был очень популярен. И хотя он продолжил решительное противостояние язычникам, он знал, что его армия ослаблена предыдущими потерями; а будучи смиренным, он понимал, что лишь Господь мог ему помочь. Говорили, что не менее девяти битв с язычниками произошло за один только 871 год.

Альфред всегда был вместе со своей армией – как в победах ее, так и в поражениях. Одно из серьезнейших случилось через месяц после его вступления на престол – в Вилтоне графства Уилтшир. Силы армии Альфреда были истощены; он заплатил язычникам выкуп – «датские деньги»[1], чтобы они покинули Уэссекс, и между 872 и 875 годами датчане не беспокоили его страну. Эти годы Альфред использовал для укрепления армии и организации морского флота.

В 872 году викинги заняли Лондон. С этого времени они стали отщипывать по куску от Мерсии и Нортумбрии (Мидлендс и север Англии), постепенно завоевывая их. Прибрав всю Восточную Англию и остальные части востока и севера Британии, они принялись опустошать южную Шотландию. В Англии только Уэссекс оставался под христианской властью.

В 875 году Альфред, восстановивший в какой-то степени силы своего королевства, вступил в морское сражение с шестью языческими кораблями – и победил. Но уже осенью 875 года язычники оставили свой лагерь в Кембридже и двинулись завоевывать Уэссекс. Они прибыли в Уорхем графства Дорсет, а затем направились в Эксетер графства Девон. Там они собрали флот из 120 кораблей, чтобы покончить с Уэссексом, но их судна потерпели кораблекрушение во время шторма около Суониджа. Тогда они отказались от идеи покорения Уэссекса, отправившись восвояси, разоряя и опустошая все на своем пути. Они повернули в Глостер на юге Мерсии в 877 году, но лишь через 12 ночей – в январе 878 года – совершили неожиданное нападение на королевское поместье Чиппинхем в Уилтшире. Как обычно, они разоряли церкви и подавляли любое сопротивление жителей, которые вынуждены были подчиниться их власти. Но Уэссекс не сдался.

Призыв из Этелни и победа при Эдингтоне

Началась третья попытка завоевать Уэссекс. Это был самый скорбный период в жизни святого Альфреда. Ему самому и небольшой группе самых способных и преданных ему людей пришлось вести бродячую жизнь, в мучениях и тревогах, среди лесов и болот Сомерсета. У Альфреда и его соратников не было ничего, им даже приходилось кормиться у местных крестьян. Предания этого периода, вроде истории о «сожженных пирогах»[2], вошли в фольклор. Казалось, что все потеряно. По сути, Альфред был один – король последнего христианского королевства Англии.

 

Св. Альфред присматривает за пирогами
Св. Альфред присматривает за пирогами

После Пасхи, в конце марта 878 года, Альфред со своими спутниками прошел через ольховые леса и заросшие камышом болота к стратегически важному острову Этелни, чье название означает «Остров принцев». Там, вероятно, находился охотничий домик принцев Уэссекса; возможно, что остров назывался так с того времени, когда Альфред сделал его фамильной крепостью принцев королевского дома: на этом острове, представлявшем собой низкий холм в примерно 30 акров, окруженном болотами и зарослями, с хорошо защищенной насыпной дорогой, Альфред построил крепость. Ей предстояло стать ковчегом спасения для христианской Англии. В течение семи недель со своего окруженного разливами островка Альфред готовился к тому, чтобы разгромить язычников. Он разослал вестников, планируя вести согласованную кампанию против датчан. Говорят, что его духовный отец – святой отшельник Неот, умерший незадолго до этих событий, – явился Альфреду в видении и уверил его в победе. Святой КутбертЛиндисфарнский, которого Альфред всегда особенно почитал, тоже явился ему под видом паломника, просящего еду. Альфред отдал половину от того, что имел, но как только слуга подал еду, таинственный гость вдруг исчез. Тронутый щедростью короля, святой Кутберт позднее сотворил чудо: явился ему в видении, дав совет, как разбить язычников, обещая победу и будущее благополучие. Святой Кутберт сказал королю: «Весь Альбион будет отдан тебе и твоим детям».

Незадолго до Пасхи флот из 23 кораблей викингов атаковал северный Девон у Каунтисбери и встретил организованное сопротивление – датчане тогда потерпели ужасное поражение, потеряв более 800 человек. Когда опасность от язычников с запада прошла, Альфред уже был готов к нападению на восток.

После праздника Вознесения, в начале мая 878 года, у «камня Эгберта», что неподалеку от Стауртона, на границе Сомерсета и Уилтшира, Альфред со своими людьми встретился с союзными им силами из трех графств. Было записано, что собрались тысячи, и, «увидев короля, они приняли его как некоего воскресшего из мертвых. После многих скорбей теперь все были исполнены великой радости». Эта памятная сцена, когда весна была в самом разгаре, стала знаком, давшим силу и надежду христианам.

На следующее утро в Эдингтоне, тогда называвшемся Этандун, – собственно, на возвышенности над Эдингтоном – Альфред стойко сражался со всей языческой «великой армией». Там он одержал победу «по Божией воле». Считают, что примерно 8000 человек сражались друг с другом. Эта битва 878 года стала поворотным моментом не только английской истории, но и ранней истории всей Западной Европы. Это была победа правды над неправдой; Белый Христос преодолел норвежского Одина – циничного, безжалостного и коварного. Альфред спас королевство Англию и подал новую надежду на жизнь всей христианской цивилизации в Западной Европе. Альфред был в одиночестве, и все же, лишенный помощи, он прогнал тех, кого в других местах принимали за непобедимых. Он спас Уэссекс и, следовательно, всю Англию; а спасая Англию, он спас всю Западную Европу от превращения в языческую махину. Маленький остров дал великого человека.

Альфред преследовал язычников до крепости Чиппенхем и захватил все, что они имели, – лошадей и скот, а потом взял крепость штурмом. Спустя две недели язычники, обездоленные, голодные и исполненные страха, согласились на мир. Они поклялись немедленно покинуть королевство. В этой победе Альфред показал себя во всем благородном величии: он не стал добивать своего бывшего врага, как жестокий Карл «Великий», но накормил язычников. Мудрость сменила меч; Альфред громил своих врагов, но он не делал себе врагов. Он преодолел варварство, сам не становясь варваром. Альфред, явивший достоинство истинного христианина и мудрого правителя, знал, что единственным подлинным завоеванием может быть только завоевание сердца. Черчилль, словно бы соревнуясь с Альфредом, сказал через тысячу лет: «В войне – решимость; в поражении – сопротивление; в победе – великодушие; в мире – добрая воля».

Три недели спустя в Оллере графства Сомерсет датский король Гутрум вместе с 30 приближенными людьми принял святое крещение, получив благородное английское имя Этельстан – его крестным отцом стал Альфред. Через восемь дней, по традиции, он был миропомазан, а затем отбыл в находившееся неподалеку королевское поместье Уэдмор, и король Альфред, его победитель и крестный отец, праздновал вместе с ним и чествовал его дарами.

Победа Альфреда помешала осуществиться планам еще одного языческого флота, в поисках удачи прибывшего к Темзе. Он повернул обратно в Европу. В 878 году датчане оставили Чиппенхем и двинулись на север в Мерсию. В следующем году они отправились в Восточную Англию, которую стали заселять. Это было начало времени перехода от войны к миру, восстановления духовного и морального здравия англичан, повторного учреждения цивилизации и слаженного управления христианской Англией после языческого разорения.

Глава 4. Альфред – строитель
878–892 годы

Вот орудия короля и инструменты, с которыми он правит: страна, заселенная людьми молитвы, людьми войны и людьми работы. Без этих инструментов ни один король не может действовать.

Альфред Великий. Комментарии к «Утешению философией»

Статуя св. Альфреда Великого в Винчестере
Статуя св. Альфреда Великого в Винчестере

Противостоя язычникам, терзавшим его королевство и всю Англию, перенося мучившие его телесные недуги, король Альфред, тем не менее, не оставлял и иных обязанностей. Он не был просто королем-воином, и доказательство этому – следующий период его жизни. Когда язычники ушли в Европу, у короля появилась так долго ожидаемая возможность явить свое истинное величие: он приступил к военному, гражданскому, культурному и духовному преобразованию своего королевства – всей юго-западной половины Англии. И хотя пока еще был мир, Альфред много времени посвятил совершенствованию управления страной и организации регулярной армии и отрядов местной обороны для защиты Англии от будущих языческих набегов. Всю страну покрыла сеть из 30 хорошо укрепленных городов (burhs) с размещенными в них частями преобразованной армии. Альфред желал, чтобы никто не жил дальше, чем в 20 милях от одного из таких городов. Поскольку burhs должны были заселяться обитателями близлежащих земель, это способствовало появлению новых центральных графств – shires, то есть областей, из которых набирались и гарнизоны новых городов (burhs). Оксфордшир и Бакингемшир – яркие примеры этого. Некоторые центральные графства, созданные в то время или чуть позднее, существуют по сей день в установленных тогда границах.

Таким образом, если бы язычники снова напали (а они это сделали), все христиане были бы защищены. И хотя не Альфред, а его старший сын Эдуард завершил программу по созданию городов-укреплений вокруг Уэссекса, инициировал ее все же Альфред.

В 886 году он принялся перестраивать Лондон и многие другие города по планам с четкой сеткой улиц. Он также не забывал о строительстве королевских залов из дерева и камня.

Альфред помнил, что язычники пришли морем. И разгромить их можно было только имея «армию из кораблей», то есть флот.

Уже в 882 году Альфред смог отразить нападение четырех судов викингов, захватив два из них и заставив остальные два сдаться. В 884–885 годах, когда язычники осадили Рочестер в Кенте, король Альфред пришел на помощь – и те удрали в Европу. Однако они были в союзе с язычниками из Восточной Англии, нарушившими мир с Альфредом. В том же году Альфред совершил на своих судах вылазку против язычников Восточной Англии в районе устья реки Стаур, и хотя многие из кораблей викингов были захвачены или уничтожены христианами, победа на этот раз досталась язычникам.

В 890-е годы Альфред приказал строить ладьи по его собственному проекту: в два раза длиннее датских, с 60 и даже больше веслами. Такие ладьи были быстрее и выше вражеских, но менее маневренными. Этой флотилии предстояло доказать свою значимость в начале следующего века – в правление сына Альфреда, когда Англия владела флотом из более чем 100 судов.

Осадив в 886 году Лондон, Альфред смог отбить его у язычников. Он сделал правителем этого традиционно мерсийского города своего зятя, короля Этельреда Мерсийского, брак которого навсегда скрепил союз между Уэссексом с его бывшим соперником Мерсией. Наконец, Альфред заключил договор со своим крестным сыном королем Этельстаном-Гутрумом, установив границу между истинной Англией и территорией действия датского права – Дейнло, включавшей Восточную Англию, Эссекс и обширную часть Мерсии. Это дало семь лет мира. Но сразу после смерти Этельстана-Гутрума в 890 году и его погребения в Хэдли в Саффолке датчане осмелились снова совершить нападение на Альфреда.

В результате всех этих шагов Альфред был признан всеми англичанами, жившими на территории вне Дейнло. Это был исторически значимый момент: впервые у всей свободной Англии был один король, благодаря чему все свободные англичане впервые почувствовали свою общность и идентичность.

Альфред, мудрый правитель, много внимания уделял установлению хороших отношений с другими странами, близкими и далекими. Ему были нужны друзья, а он был нужен им. Первыми были валлийцы, потом нортумбрийцы. Если он и не был в прямом смысле слова королем всей Англии, то, конечно же, он был королем, сюзереном и защитником всей христианской Англии – «королем англичан». Он даже имел влияние в Дейнло, ибо был «правителем всех христиан Британии». К Альфреду прибывали посольства из многих стран и, как мы знаем, он имел дружеские отношения с ирландцами, скандинавами, фризами, франками, галлами, бриттами. Он развивал отношения с Фландрией, и его дочери предстояло стать супругой графа Фландрии. А гостеприимство и великодушие Альфреда к иноземным путешественникам стало легендой.

Альфред – церковный деятель

Глубокий мыслитель, Альфред был убежден, что все беды Англии происходят не от политических, гражданских или военных причин, а от причин духовных и моральных. Он верил, что языческие завоевания попущены за духовное падение христианской Англии в конце VIII – начале IX века. Язычники пришли как наказание за нечестие и бездуховность, невежество и материализм. И чтобы подрубить корень всех этих проблем, надо было возродить религию и ученость, а для этого восстановить монашество, культуру и закон. Только духовное возрождение и культурный подъем могли обеспечить мир, уважение к власти, нравственность и процветание в будущем. Альфред спасал христианскую Англию не только военным способом, он предпринял действия и по спасению английского христианства через насаждение благочестия и учености.

Альфред личным примером направлял королевство по нужному пути, давая образец и для будущих поколений. Он ежедневно присутствовал на богослужениях и причащался. Он молился и читал Псалтырь не только днем, но и ночью. Он любил слушать, как вслух читают Священное Писание и другие книги и старался заучить услышанное. Позднее он принялся за переводы псалмов – эти переводы сохранились. Он много благотворил и любил подавать милостыню бедным, проявляя при этом необычайную щедрость и благодушие как к соотечественникам, так и иноземцам. Альфред заботливо относился к своим епископам и клирикам, к знати и слугам.

Король особенно сожалел о недостатке духовного знания и учености. Хорошо известно, что в те времена почти никто из священства не знал латыни. Римские папы того времени – Иоанн VIII и Формоз – справедливо писали об упадке Английской Церкви. И Альфред, уподобляясь ветхозаветному Соломону, презрел дела этого мира, ища только божественной мудрости. Господь услышал молитву Альфреда и послал ему ученых мужей. Из Мерсии в начале 880-х годов пришел ученый епископ Уэрферт Вустерский, переведший на английский язык «Диалоги» святителя Григория Двоеслова. Затем из Мерсии же пришел Плегмунд, ставший впоследствии архиепископом Кентерберийским, – он почитается в лике святых; появились священники Этельстан и Вервульф. Много времени Альфред провел с этими четырьмя мужами, а потом принялся искать новых наставников из других стран. Он жаждал богословских знаний и потому желал восстановить ученость. Он стал примером другим, когда принялся учить латынь: он занимался латынью почти пять лет – с 887 по 892 год. Он приступил в день святого Мартина – 11 ноября 887 года. Ему было 39 лет. Мы знаем, что, поддержанный учеными мужами, Альфред ради пользы верных принялся за переводы с латыни на английский важных сочинений времен раннего христианства. А начало этому предприятию положил тот самый сборник, который он составил сам для себя еще в юные годы.

Альфред вел поучительные беседы со многими молодыми людьми, проводя с ними немало времени и любя их не меньше, чем своих собственных детей. Позже он напишет в своем предисловии к «Пастырскому попечению»: «Пусть сейчас займется учением вся свободнорожденная и способная молодежь Англии». Значение школ при кафедральных соборах, учрежденных для формирования нового поколения английской элиты, трудно переоценить.

Альфред поощрял мастеров, создававших новые художественные ценности; он обращал особое внимание на украшение церквей золотом и серебром. Альфред к тому же внес определенный вклад и в развитие церковной архитектуры, так как поощрял строительство каменных сооружений, приглашая строителей и мастеров из Европы. Историк церковной архитектуры Э.-А. Фишер подчеркивает, что в результате этого начался подъем английской церковной архитектуры, и хотя она основывалась на европейских идеях и, конечно же, подражала иноземным стилям, но архитектура эта все же развивалась в национальном русле, и такое развитие шло вплоть до норманнского завоевания.

С Римскими папами Альфред тоже имел связи. Так, в 883 году папа Марин I прислал Альфреду частицу Креста Господня. И почти ежегодно Альфред отправлял в Рим пожертвования. Но позже, примерно с 885 года, отношения с Римом стали натянутыми, так как папство в то время находилось в состоянии политического и глубокого морального упадка.

Альфред имел контакты и с более отдаленными частями света. Он состоял в переписке с Иерусалимским патриархом Илией III, который присылал ему дары. Есть записи о том, что Альфред отправлял пожертвования патриарху Илии и даже «в Индию». Возможно, имелась в виду Сирия, хотя не исключается и более далекий Восток.

Альфред и возрождение монашеской жизни

Аббатство Першор (фото - И. Лапа)
Аббатство Першор (фото — И. Лапа)

В благодарность Богу за победу, подготовленную на острове Этелни, откуда Англия получила спасение, Альфред построил здесь свой первый монастырь. Обитель соединялась с берегом мостом с двумя башнями. Сооружение было квадратным в плане и имело четыре закругленных арки. В основу его планировки было положено, возможно, очертание греческого креста, а выстроено оно было по образцу церкви в Жерминьи на Луаре во Франции. Сюда Альфред пригласил художников и мастеров из других стран, здесь собрал священников, диаконов, монахов нескольких национальностей, чтобы его народ смог заново узнать традиции монашеской жизни. И хотя здесь его попытка восстановить монашество оказалась не слишком удачной, но эти первые семена должны были дать в будущем обильные всходы.

С севера Франции в 886 году прибыл уже немолодой и весьма ученый священник святой Гримбальд, из Саксонии – священник Иоанн, ставший настоятелем в Этелни. Оба – и Гримбальд, и Иоанн – были впоследствии прославлены. Другие клирики прибыли также из Франции, среди них был и один принявший христианство викинг. В это время здесь, примерно в 887 году, появился священник, а возможно и епископ, по имени Ассер, из Сент-Дэвидса в Уэльсе, которому приписывается незаконченное житие святого Альфреда. Эта версия жития сохранилась, и не столь важно, где, когда и кем она была написана, ведь она все равно остается одним из главных источников сведений о жизни святого Альфреда.

Вторым монастырем, основанным Альфредом, стала женская обитель. Она была учреждена в 880 году в Шафтсбери. Здесь игуменьей стала дочь Альфреда святая Этельгива. Вместе с ней в обители подвизались и многие другие женщины знатного происхождения. Альфред обильно жертвовал обоим монастырям, не обходя вниманием и другие уже существовавшие обители. Король любил английские традиции и английскую жизнь и заботился о возвращении христианской Англии (хоть в какой-то мере) к той славе, которую она имела до войн с язычниками. Альфред также спланировал еще два монастыря – мужской и женский – в столице христианского королевства Уэссекс Винчестере. И хотя они не были завершены к концу его жизни, но Альфред был похоронен в Винчестере, где его почитали более 500 лет, а его вдова поступила в женскую обитель Наннаминстер. Эти факты позволяют считать обвинения, выдвинутые в эпоху позднего средневековья, что будто бы Альфред «разорил» Абингдонский монастырь, весьма странными.

Такова была вера Альфреда, что он решил посвящать Богу половину каждого дня и каждой ночи и раздать половину своих богатств. Время тщательно отмерялось свечой, горевшей внутри фонаря из бычьего рога, так что Богу была посвящена действительно половина времени каждых суток.

Альфред Законодатель

Между 890 и 893 годами Альфред составил большой свод законов, за что получил от народа имя «Альфред Законодатель». Он хотел восстановить норму права и справедливость там, где закон и порядок были забыты из-за языческих нападений и упадка Церкви и монашеской жизни. Его законы основывались на десяти заповедях, на всем лучшем из традиционных английских законов Кента, Уэссекса и Мерсии, а также на законах римского государства. Но основными были все же десять заповедей, данных Моисею, исполненных и поясненных любовью и состраданием Христа, продолженных апостольскими учениями и записанных в постановлениях отцов Церкви. В своем законоположении Альфред делал упор на важности золотого правила апостола Матфея: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12), которое он выразил следующим образом: «Судите так, как сами были бы судимы». Законы Альфреда, составленные при участии и помощи советников со всего королевства и основанные на законах предыдущих королевств, предназначались для того, чтобы показать народу его общность. Они устанавливали святость присяги и обещания верности своему господину и королю. Альфред ограничил применение смертной казни и телесных наказаний, пытался также остановить кровавые междоусобицы. Телесные наказания большей частью заменялись денежными штрафами или предоставлением возможности доказать свою невиновность перед Богом и людьми. Альфреду представлялось невозможным уничтожать творение Божие применением смертной казни.

Написанные на староанглийском языке, чтобы все могли их понимать, законы Альфреда предусматривали наказания за все виды преступлений: от убийства до воровства, от оскорбления до святотатства. Преступления расследовались созывавшимся на месяц собранием жителей графства (folkmoot) или же местными судьями, руководимыми главным королевским судьей или местным представителем власти. Судьи, как главный, так и обычные, а также другие представители власти должны были быть образованны, и Альфред был очень строг в этом вопросе. Одно правило, как говорил Альфред, применялось везде: «Не суди одним судом богатого, а другим – бедного». Таковы были основы английского суда, заложенные Альфредом.

Его законы также обращали особое внимание на соблюдение церковных праздников и постов. Так, они предписывали соблюдать Страстную и Светлую седмицы, 12 дней Рождества (Святки), день Успения Божией Матери 15 августа, праздник святых Петра и Павла 29 июня, праздник апостола Англии святителя Григория Двоеслова 12 марта. Те, кто не соблюдал Великий пост, должны были платить штраф.

Альфреда считали справедливым и внимательным судьей, любившим мудрость и особенно заботившимся о бедных. Но были две вещи, которые он более всего ненавидел, – это невежество и леность. Несмотря на свою болезнь, Альфред, укрепляемый Господом, сам постоянно показывал пример другим: наставлял, ободрял, заставлял, наказывал, проявлял особенную заботу об образовании и книгах, безустанно трудился над созиданием христианской Англии.

Любимец Англии

В то время, еще до составления свода законов, король Альфред заказал перевод нескольких книг. Первой, скорее всего, была переведена на английский язык большая часть книги святого Беды Достопочтенного об истории ранней Английской Церкви и английского народа. Хотя она была переведена в основном епископом Уэрфертом, но и Альфред поучаствовал в этом труде. Этим переводом Альфред хотел показать всем величие и славу золотого века английского христианства в VII и начале VIII столетий, когда язычники обратились в христианскую веру. Альфред считал, что тот же путь в его эпоху нужно пройти вновь.

Вскоре появился еще один – вольный – перевод, заказанный Альфредом, – сочинения «Против язычников» писателя и историка времен ранней Церкви священника Павла Орозия. Этот ученик блаженных Августина и Иеронима родился на территории современной Испании и описал историю мира от его сотворения до 417 года. Он подробно останавливался на описании бедствий от язычников, показывая этим, что именно от язычества, а не от христианства приходят все бедствия. Этой краткой версией труда Орозия Альфред хотел подать утешение своим верным соотечественникам. Они, будучи христианами, часто терпели нападения и грабежи, но эти бедствия были ничтожны по сравнению с теми несчастьями, которые выпадали язычникам. Альфред принял участие и в этом труде, добавив кое-какие географические сведения, которые он знал, – они были почерпнуты от путешественников и моряков, бывавших на дальнем Севере – в Лапландии и на Белом море, а также там, где сейчас находятся Германия, Польша и Эстония. Комментарии Альфреда расширяли знания о Северной и Центральной Европе, они сохраняли актуальность еще как минимум три столетия спустя. Вскоре в подобной стилистике была написана «Англо-саксонская хроника». Это был не перевод, а хронологический свод событий национальной английской истории. Хроника была составлена с одобрения и под патронажем Альфреда, она включала события начиная с далекого прошлого и до 890-х годов. Она писалась с целью показать ход английской истории и заполнить ее пробелы после 731 года, которым завершался труд святого Беды. Хроника продолжалась еще 200 лет после смерти короля Альфреда. Она представляет собой один из важнейших для нас источников знания о ранней истории Англии. Но прежде всего она давала англичанам знание своей национальной идентичности и общей истории и укрепляла их единство.

Глава 5. Англия Альфреда защищена
892–899 годы

Искать истину – искать Бога.
Альфред Великий. Из «Монологов»

Не только борьбой с невежеством вынужден был заниматься Альфред. Восстановив закон и цивилизацию, король столкнулся с новыми испытаниями, проверившими на прочность его реформы 892–896 годов.

Винчестерский кафедральный собор (фото - И. Лапа)
Винчестерский кафедральный собор (фото — И. Лапа)

В конце осени 892 года новая громадная армия язычников пришла из Европы с флотом в 250 кораблей, остановившись на юге Кента. Другой флот из 80 кораблей прошел по Темзе и достиг севера Кента. Врагов поддержали язычники из Дейнло. Альфред начал кампанию против завоевателей, показав себя при этом превосходным руководителем. Предводитель датчан по имени Хестен был вынужден пойти на переговоры с Альфредом и согласиться на крещение двух своих сыновей. Но после Пасхи 893 года Альфреду пришлось послать свою армию, которой командовал его сын Эдуард, сражаться с язычниками в лесистый район Кента. Новая система городов-burhs и гарнизонов сработала и помешала планам язычников.

Но датчане послали очередной флот из 60 кораблей из Восточной Англии и Йоркшира для нападения на Уэссекс с запада через Девон. Альфред разгромил и этот флот, а также датчан с востока, хотевших проникнуть на запад через Гемпшир и Беркшир. Они также были отброшены, а затем и разгромлены на юге Эссекса.

Ранней осенью 893 года подкрепленные силы датчан, предприняв новую тактику, поплыли вверх по реке Северн. И снова они были разбиты – вновь «сработала» система обороны из укрепленных городов с гарнизонами реорганизованной армии. Позже в том же году язычники отправились далее к Честеру, намереваясь пройти через христианские укрепления, но вновь им пришлось отступить в северный Уэльс, а затем вернуться в Эссекс. А вскоре и в Чичестере они потерпели поражение.

Летом 895 года они пытались проникнуть в Уэссекс через Хартфордшир. Однако крепости Альфреда контролировали реку Ли, так что датские корабли оказались ненужными – их движение остановилось. Весной 896 года датчане в отчаянии прекратили свою свирепую борьбу с воссоединенной христианской Англией и ее духоносным правителем; некоторые поселились как простые крестьяне-фермеры в Англии на территории Дейнло, а остальные вернулись в Европу.

И хотя с тех пор англичане не раз подвергались нападениям со стороны язычников-датчан из Дейнло, они больше не страдали от завоевателей из Европы. И так было на протяжении десятилетий. Что же касается набегов из Дейнло, то они были малочисленными, и превосходный английский флот быстро справлялся с ними. Впоследствии сын и наследник Альфреда Эдуард Старший положил конец всем этим нападениям: он завоевал весь Дейнло и вернул эту территорию христианской Англии.

Пастырь Англии

До и после нападений язычников, а также во время этих нападений предпринятая Альфредом работа по переводу «книг, в знаниях которых люди нуждаются более всего», продолжалась благодаря трудам ученых, собранных королем вокруг себя. Епископа Уэрферта Альфред попросил сделать перевод «Диалогов» святителя Григория Двоеслова, книгу житий и чудес святых, написанную апостолом англов. Это, как мыслил Альфред, привело бы к духовному и нравственному подъему английского народа. Перевод был завершен к 892 году. Это была изысканная английская проза – английский язык, на котором заговорили богословие и философия отцов Церкви. Альфред, находя и «взыскуя небесного», как писал он в своем предисловии к переводу, передавал это небесное и вечное английскому народу. Эта работа продолжилась переводами, сделанными непосредственно королем Альфредом. Язык их был поистине «королевским английским языком», так что Альфред стал и отцом английской прозы.

Следующим переводом стала книга святого Григория Двоеслова «Пастырское попечение» – практическое руководство для епископов и в какой-то мере для каждого правителя; по-английски она называлась «Книгой пастыря». Этот перевод был целиком (а может быть, только частично) выполнен самим Альфредом около 893 года. Перевод достаточно вольный, в нем Альфред, следуя своей логике, сделал более конкретными некоторые довольно абстрактные мысли святителя Григория, ведь перевод был предпринят для просвещения англичан. Во вступлении к переводу Альфред писал о счастливых временах, когда-то бывших в Англии, когда священные законы усердно передавались для наставления и обучения и когда даже иноземцы приезжали в Англию в поисках мудрости, сейчас же (то есть во времена Альфреда) ситуация прямо противоположная. Альфред хвалит апостола Англии святителя Григория, а завершает «Книгу пастыря» гимном Святому Духу – Господу и Подателю учения. Он также пишет о том, как те, кто сначала совершали знаменитые и чудесные дела и были хвалимы, затем переполнялись гордыней. Он увещевал, что правителям надо быть искренними, простыми и – что очень важно – бдительными, чтобы их не одолело желание славы и слова не превратились в бесполезное пустословие. Ясно, что эти слова никоим образом нельзя отнести к самому Альфреду.

Альфред – провозвестник правды

Другие переводы, сделанные, возможно, между 896 и 899 годами, были по характеру более богословскими – такими трудами и подобает заниматься человеку, приближающемуся к концу своей жизни. Был сделан перевод трактата «Утешение философией» Боэция, только в более христианском ключе.

Христианин Боэций, умерший в 524 году, был под влиянием языческой философии Аристотеля и даже Платона. Заключенный в темницу готами и ожидавший осуждения, Боэций представлял себе истинного представителя христианской империи и Рима – императора Юстиниана. Альфред за это одобрял его. Но Боэций старался утешить себя языческими греческими и римскими философскими системами, только в христианской оболочке. В переводе Альфреда, христианского ученика христианских учителей, эта христианская оболочка стала явственно доминирующей. Философский трактат превратился в богословский теоцентричный труд. Характер Альфреда проявился здесь во всей его силе, а его вера одухотворила сочинение. В нем горячим и живым, ясным и простым языком показывалось, что христианский Бог есть центр и основа всего, вечная Жизнь всех душ. «Путь есть Бог», «Сосредоточь свое духовное око на Боге», – писал Альфред. Гимн Боэция он перевел такими словами: «О Ты, Творец неба и земли, правящий на вечном Престоле; Ты, повелевающий небесам изменяться, звездам повиноваться Тебе, солнцу своими сияющими лучами подавлять темноту черной ночи… Ты, дающий краткие часы зимним дням и длинные – летним; Ты, во дни жатвы насылающий сильный северо-восточный ветер, чтобы освободить деревья от листьев, а в дни Великого поста – мягкий юго-западный ветер, который пробуждает в них новые листья. Вот! Все творения покорны Твоей воле и исполняют предписанные Тобой заповеди; спаси же человека: он пренебрегает Тобой». В переводе книги Боэция Бог – Центр вселенной, вокруг Которого вертится колесо человеческого общества. Некоторые оказались в середине, рядом с Центром, другие же предпочли остаться в грязи внешнего края; впрочем, все были вместе: спицы соединились, образовав единое колесо, – мы спасаемся вместе. Вот каким видел Альфред христианское общество. Это была христианская модель правления, она противопоставлена той, которой придерживаются злые правители, – о них Альфред пишет так: «Мы видим их сидящими на высоких тронах, блистающими во многих разнообразных одеждах, с многоцветными поясами, с мечами, у которых рукояти из золота, в искусных военных доспехах… Но если совлечь эти одеяния с любого из них и оставить без их прислужников, то станет видно: он – не более чем один из танов, служащих ему, если не ниже». Это не совсем утешение философией, скорее – утешение богословием.

Пропитанный платонизмом оригинал Альфред мудро осветил Христовым учением. Очищая премудрость, Альфред не только христианизировал языческую философию греков, но и языческий фатализм англичан, уча христиан свободной воле: «Божественный Промысл, а не судьба правит человеком». Те, кто не могут этого понять, просто «ослеплены мраком своих грехов». Знание и мудрость доступны только при чистоте сердца.

Не удивительно, что считается: книга в переводе Альфреда ожила. Мастерски владевший латынью, Альфред, свободно переложив текст, создал английский классический труд по христианской философии, который не потерял значения с течением веков. Вот как Альфред перевел последний гимн Боэция Всесильному Духу: «Для Бога все сущее – и все, что было, и все, что есть сейчас, и все, что будет после нас, – для Него все сущее. Его полнота никогда не истощается и никогда не слабеет. Он никогда не вспоминает, ибо ничего не забывает. Он ничего не взыскует, ничего не обдумывает, ибо все знает. Он ничего не ищет, ибо ничего не потерял. Он не гонится ни за одним творением, ибо от Него никто не ушел. Он не боится ничего, ибо нет никого могущественнее Его или равного Ему. Он всегда отдает, но никогда ничего не теряет. Он всегда Вседержитель, ибо всегда желает блага и никогда не желает зла. Он ни в чем не нуждается. Он всегда бодрствует и никогда не спит. Он всегда одинаково благ. Он всегда вечен, ибо не было такого времени, когда Его не было – и не будет такого времени… Молись о том, что правильно и необходимо для тебя, ибо Он не отвергнет тебя. Возненавидь зло и беги от него. Люби добродетель и следуй ей. Что бы ты ни делал, всегда уже сделано Вечным и Всемогущим Богом; Он все это видит, а все, что Он осуждает, будет отмщено».

Альфред Мудрый

Тема единого истинного счастья и мудрости, которых нельзя отнять у людей, была продолжена в двух последних трудах Альфреда. Это весьма вольный перевод – можно сказать, что переложение – «Монологов» блаженного Августина и лебединая песнь самого Альфреда – перевод части Псалтири. «Монологи» были написаны блаженным Августином в 386–387 годах в горах к северу от Милана перед тем, как его крестил святой Амвросий, великий учитель Церкви. Эти нескончаемые беседы души с Богом были переведены Альфредом выборочно. «Букет цветов» – так он назвал этот труд. Но это не просто перевод, а самостоятельное сочинение, ибо фрагменты Альфредом сильно переработаны, упрощены, дополнены цитатами из Библии и святых отцов, собственными рассуждениями. Ведь это было раннее сочинение блаженного Августина, написанное еще до его крещения и просвещения, после впустую истраченных молодых лет. Собственно философию Августина Альфред не перерабатывал, он только опустил рационализм молодого Августина, выбрав для назидания читателя основные богословские фрагменты, которые он передал простыми словами, своим живым языком оживив и их. И если умозаключения молодого и еще не крещенного Августина могут казаться сомнительными, то никаких сомнений не вызывают вера и мудрость святого Альфреда. Вновь он обратился к латинскому сочинению, пропитанному платонизмом, и христианизировал его, показав, что путь есть Бог. Он считал, что мы все паломники в «Дом мудрости», а мудрость даст свет, соразмерный воле и способностям паломников. Наша участь – либо видеть Бога, либо страдать.

Альфред знал, что видеть мудрость – значит видеть Бога; что первой должна очиститься душа, получающая духовное здравие через добродетель. Дом истины находится в душе, а не в разуме. Лишь некоторые вещи можно знать верой: «Я знаю, кто построил Рим, не потому что сам видел это, но потому что мне сказали». Он написал: «Высочайшая истина есть высочайшее благо». И еще: «Люди приходят к мудрости разными путями». А также: «Поскольку человек любит мудрость, он любит Бога».

Альфред был уже немолод, и потому мудрость стала главной темой его трудов. И сам Альфред всю жизнь старался построить дом мудрости. Нет более ясного примера его мудрости, чем то, что в последний год своей жизни Альфред начал переводить Псалтырь на английский язык. Вероятно, он знал все псалмы наизусть с ранних лет. Он, конечно, уподоблялся царю Давиду, ибо тот тоже был правителем, преследуемым врагами и утешавшимся гимнами и песнями, и он тоже победил всех своих врагов благодатью Божией. Как и Давид, Альфред тоже победил Голиафа. Подобно Давиду, Альфред тоже искал мудрость, верил Богу и всецело предался Ему. Для перевода Альфред пользовался римской Псалтирью. Он дошел до 50-го псалма, когда его труд оборвала смерть. Сделанный Альфредом перевод первых 50 псалмов сохранился до наших дней.

Наследие Альфреда

Жена Альфреда по имени Эльсвита пережила своего мужа всего на три года. Уважаемая всеми, она завершила труды Альфреда по восстановлению монашества основанием женского монастыря Наннаминстер в Винчестере, который освятили во имя Пресвятой Богородицы. В нем она жила в великом благочестии, а после смерти ее почитали как святую – календари отмечают память святой Эльсвиты 20 июля.

Что касается детей королевской четы, то жизнь их сложилась по-разному. Старшим их чадом была дочь по имени Этельфледа. В возрасте 16 лет она вышла замуж за Этельреда, правителя английской Мерсии под сюзеренством Альфреда и защитника Лондона. Она известна как энергичный стратег и дипломат, особенно в период между смертью своего мужа в 911 году и своей собственной в 918 году. Она строила крепости, вернула Англии Лестер и Дерби. История называет ее «леди мерсийцев».

Вторым чадом был Эдуард. Он вступил на трон после смерти отца. Эдуард известен истории как Эдуард Старший и один из величайших королей Англии; он правил с 899 по 924 годы. По сути Этельфледа и Эдуард правили вместе, при них в 917 году было достигнуто окончательное национальное объединение Англии упразднением территории датского права Дейнло.

Альфред особенно любил своего внука, сына Эдуарда, Этельстана. Коронованный в 925 году как первый истинный король всей Англии (и, в некотором смысле, всей Британии), он продолжил дела своего деда, став тоже одним из самых великих английских королей величайшей английской династии. Этельстан был искусным дипломатом и вступил в союз с многими западноевропейскими государствами. Не менее чем три внучки Альфреда вступили в брак с европейскими правителями: Оттоном I, Карлом Простым и Гуго Капетом – основателем французской монархии.

Этельгива, еще одна дочь Альфреда, стала монахиней, а затем и игуменьей монастыря Шафтсбери, основанного ее отцом. Она преставилась молодой в 896 году и, как и ее мать, местно почитается как святая; ее память 9 декабря.

Другой дочерью была Альфтрита, вышедшая замуж за Болдуина II, графа Фландрии. Самым младшим чадом Альфреда был сын по имени Ательвард, ставший ученым. Альфред позаботился, чтобы все его дети получили хорошее образование, чтобы знали наизусть псалмы. Чада его были известны своими смирением, кротостью, дружелюбием и послушанием отцу. Интересно, что все чада Альфреда отражали качества своего весьма разносторонне талантливого отца, который показал такое бесстрашие во время бедствий и, подобно Давиду, победил Голиафа. Англия X века имела сильнейших во всей Западной Европе правителей, и это было во многом благодаря Альфреду Великому и его семье; та Англия цивилизационно стояла далеко впереди любой европейской страны.

В конце своей жизни Альфред принял участие в Соборе в Челси и планировал перестроить Лондон с помощью своего зятя и архиепископа Плегмунда, будущего святого.

Перед смертью, в последнем предисловии к «Цветам», или «Монологам», Альфред молился, чтобы «Бог так просветил мои духовные очи, дабы я нашел правильную дорогу к Вечному Дому, вечной славе и вечному покою, обещанным нам через святых отцов. Аминь». Как пишут, на смертном одре Альфред призвал к себе своего старшего сына и наследника Эдуарда. Он заповедал ему почитать святого Кутберта и любить Бога.

Альфред умер 26 октября 899 года, вероятно в возрасте 50 лет. Он был похоронен в монастыре Олд-Минстер в своей столице Винчестер. В 903 году его мощи перенесли в монастырь Нью-Минстер. Последняя воля Альфреда была выражена в его завещании, оно сохранилось до наших дней. В этом завещании король изъявлял желание разделить свои земли и состояние между членами своей семьи, епископами, должностными лицами, священниками и нищими.

Глава 6. Англия после короля Альфреда

А Альфред родился в Уонтидже, правит Англией до судного дня.
Г.-К. Честертон. Баллада о белой лошади

Святой Альфред
Святой Альфред

Епископ Ассер, считающийся первым биографом святого Альфреда Великого и, безусловно, лично его знавший, превознося достоинства Альфреда, утверждал, что этот король был «правой жизни» и «любим всеми». Он подчеркивал благочестие Альфреда, его мудрость, справедливость, мужество, непоколебимость и великодушие. Его современник епископ Вулфсиг Шерборнский не меньше восхищался своим другом «Альфредом Английским, самым благодетельным из всех королей, о которых ему только доводилось слышать». Другой современник, по имени Иоанн, вероятно настоятель в Этелни, тоже почтил короля, сравнив его христианское правление с Христовым. Позднее, в X веке, хронист Ательвард отозвался о нем как о «благородном Альфреде… короле саксов, прочном столпе западного народа; муже, исполненном справедливости, решительном в войне, ученом в своих речах, а главное – сведущем в Божественном учении». Его считали «английским Соломоном», «мудрым распространителем закона». Немногим позднее в том же веке ученый настоятель Эйншема Эльфрик назвал Альфреда «мудрым» за его переводческие труды и особо отметил его как «английского короля, часто побеждавшего силой Божией». Еще две грамоты примерно 1000 года называют этого короля «Альфредом Мудрым».

Норманнский историк XII века по имени Ордерик Виталий писал, что Альфред «великодушием, благородством, искусством управления государством превосходил всех других королей Англии, бывших до и после него». Симеон Даремский указывал духовенству того времени на Альфреда как на образец для подражания. Флоренс Вустерский отзывался об Альфреде как о «самом уважаемом в свое время… и самом благочестивом и преданном Господу». Генрих Хантингдонский написал, обращаясь к Альфреду: «Твои труды на века прославили тебя». Уильям Мальмсберийский также воздал должное достоинствам этого короля. Чаще всего говорили о мудрости Альфреда; была составлена даже поэма «Изречения Альфреда», все еще не забытая. В те времена Альфреда, «создавшего английские законы», почитали как «пастыря Англии» и «мудрейшего из всех англичан».

В XIII веке монах Матфей Парижский весьма предвзято противопоставил национального героя короля Альфреда французу по происхождению Генриху III. И с этого времени слава Альфреда стала затмеваться другими английскими королями. Возможно, только оглядываясь на прошлое, народ смог снова оценить огромные и уникальные достижения и дарования короля Альфреда Великого. В стихотворении XIV века «Брут Лаямона» Альфред назван «любимцем Англии». Сознание его величия и мудрости, конечно же, зрело в умах его соотечественников. Во всяком случае, в 1441 году король Генрих VI просил папу Евгения IV, чтобы король Альфред, «через которого Господь благоволил совершать чудеса, как при его жизни, так и после его смерти», был прославлен в лике святых. Прошение короля не было удовлетворено: в то время отношения Англии с папским престолом были не лучшими, к тому же тогда папа был слишком озабочен политическим хаосом и расколом. Но в Винчестере народ продолжал почитать земные останки короля вплоть до самой Реформации.

После Реформации, в 1574 году, архиепископ Паркер Кентерберийский, соединив патриотизм с ученостью, написал и издал житие Альфреда – оно стало первым печатным житием этого короля. Протестантизм того периода воспринимал короля Альфреда, несомненно, вне средневековых предрассудков и варварства готического стиля, и именно в XVI веке Альфреда впервые назвали Великим.

В XVII веке житие святого Альфреда сначала написал Роберт Пауэлл – в 1634 году, а затем и роялист Джон Спелман – в 1642–1643 годах: его классическое «Житие Альфреда Великого» было создано в назидание Карлу I; правда, оно было написано на латыни. В нем об Альфреде говорилось как о «человеке, с которым ни в чем невозможно сравниться». В Лондоне был воздвигнут памятник Альфреду, стоящий по сей день. Поэт Мильтон назвал Альфреда «зеркалом принцев». Житие Спелмана было издано в 1678 году, а затем популяризировано английской версией в 1709 году.

В 1700-х годах философ Давид Хьюм считал Альфреда «примером безупречной натуры, какие любят изображать философы, именуя их мудрецами или же мыслителями». В XVIII столетии писатель Джеймс Томсон назвал его «лучшим из королей». Историк Гиббон считал Альфреда «величайшим королем Англии». Во Франции Вольтер писал о нем: «Я не знаю, был ли на земле человек, более достойный уважения своих потомков».

Многие в то время считали Альфреда воплощением английской культуры, уничтоженной норманнами их тираническим завоеванием. Он воспевался в десятках стихотворений, новелл и пьес; его считали национальным героем. В 1801 году, когда отмечали предположительное 900-летие со дня кончины святого Альфреда, ему воздвигли памятник в Этелни. В XIX веке Альфред стоял за свободу Англии в произведениях Блейка, Китса, Шелли, Водсворта и Лонгфелло, тоже писавшего об «Альфреде, любителе правды». В викторианский период его уже все почитали, и в 1849 году громадная толпа из сотен тысяч человек собралась в Уонтидже праздновать тысячелетие рождения святого Альфреда. В память о нем были воздвигнуты статуи на месте его рождения в Уонтидже в 1877 году – после тысячелетия его вступления на трон, а затем в Винчестере – в год тысячелетия его кончины. Поэт Альфред Остин написал стихотворение под названием «Любимец Англии», стилизуя под средневековое сочинение. Популярный историк Дж.-Р. Грин говорил, что «любовь, которую Альфред завоевал тысячу лет назад, сохранилась с тех времен до наших дней». Видный историк викторианской эпохи Фриман писал: «Нет другого имени в истории, которое можно было бы поставить рядом с его именем». Историк и епископ Стаббс отзывался об Альфреде как об одном из пяти величайших англичан за всю историю. Затем была сооружена еще одна статуя Альфреда в викторианском стиле – в местечке Пьюси графства Уилтшир, рядом с Эдингтоном. В честь него был назван желтый нарцисс, а также бесчисленное количество компаний и кафе-кондитерских.

В век, лишенный героев, – в XX столетии – академики не прекращали хвалить Альфреда Великого. Оксфордский историк Р.-Х. Ходкин написал об Альфреде следующее: «Он продемонстрировал одаренность, какую называют гениальностью». Черчилль писал, что «Альфред своей политикой и своей десницей сохранил христианскую цивилизацию в Англии». Кембриджская «История Средних веков» 1960-х годов называет Альфреда «одним из замечательнейших персонажей, известных в истории». Альфреда стойко защищали такие ученые, как Стентон, Дакетт, Динсли, Годфри, Уайтлок и Бейтли, как и знаменитые писатели Хелм, Мэпп, Вудрафф и многие другие. Один из важнейших англо-саксонских ученых того периода, Питер Хантер Блэр доказал справедливость данного Альфреду титула «Великий». Писавший в те же годы сэр Артур Брайант заключал: «Альфред создал две вещи, которым суждено было пережить все бедствия и завоевания: королевство, к коему, как они сами это инстинктивно чувствуют, принадлежат все англичане, и отечественную литературу – хранительницу культуры и традиции. Альфред был создателем Англии более чем кто-либо еще».

Недавние исследования таких академиков, как Кейнс и Лэпидж, а также спорные и своеобразные труды Альфреда Смита не смогли умалить значимости святого Альфреда. Мы не можем также забывать и того факта, что сегодняшний монарх – королева Елизавета II – является представительницей 35-го поколения рода Альфреда Великого, если считать от самого короля Альфреда.

Альфред был подлинным гением, на столетия опередившим свое время. Он был велик в победе, а еще более велик в мире. Он не убивал своих пленников и врагов, как Карл «Великий», он не оставил после себя горечи, требовавшей отмщения. Он поступал так, как хотел бы, чтобы с ним поступали. Он искоренил язычество христианством. Отец английской прозы, создатель «королевского английского языка», весьма справедливо называемого так, святой Альфред заложил фундамент английской культуры, который не смогли уничтожить даже норманны. Действительно, английский выжил именно как литературный язык, в то время как его низший норманно-французский соперник вымер. Стоит ли удивляться тому, что Альфреда назвали «любимцем Англии».

Образец христианского короля, Альфред был величайшим правителем в Западной Европе за период времени с 450 по 1050 год. В английской истории многосторонний гений Альфреда – создателя Англии и отца английской короны – просто уникален, как и данный ему титул Великий. Дом Альфреда – дом Англии. Он был спасителем английской христианской цивилизации от варварского завоевания язычниками, создателем английского национального характера. Это был энергичный полководец, даровитый градостроитель, благочестивый и ученый национальный герой, основавший английский флот и оставивший библиотеку своему народу. Он положил начало литературному языку – старейшему в Европе после латыни, опередив всех остальных на столетия, и он сформулировал христианскую философию жизни. Альфред сделал свое королевство богатейшим в Западной Европе, но никогда не забывал, что бедность появляется там, где нет богатства ума и духа. Он искал мудрости, зная, что она от Бога.

Послесловие. Святость Альфреда

Всю свою жизнь я стремился жить достойно, и на память о себе тем, кто придет после меня, оставляю благие дела.
Альфред Великий

Альфред – английский герой, «величайший из англичан», как назвал его Черчилль. Однако вопрос о святости Альфреда не национальный – и это совершенно ясно. Выживание Англии не говорит о том, что англичане – «достойная нация». Сегодня мы все чувствуем ту же ситуацию, что была и во времена Альфреда. Он тоже считал, что нападения язычников на Англию произошли исключительно потому, что англичане стали народом, недостойным своей христианской веры – именно по этой причине их существование оказалось под угрозой. Он пригласил монахов и священников из других стран приехать в Англию, чтобы восстановить монашескую жизнь и обучить ей англичан, ведь они ее почти совсем оставили. Он также сам принялся переводить иностранные книги, чтобы просветить собственный народ. У Альфреда не было расового превосходства над язычниками – в данном случае по большей части датчанами, по крови родственными англичанам. Но Альфред был против их язычества, заражавшего Англию и разрушавшего английские христианские ценности – самое главное в Англии.

Итак, говоря о сохранении Англии, мы не говорим о национальной Англии, но об Англии святой веры, об английских христианских ценностях. Традиционные английские ценности – золотое правило Евангелия – пережили Альфреда. Слова «Поступайте так, как хотели бы, чтобы с вами поступали» восхищали и сейчас восхищают многие народы, с этими словами согласится кто угодно, какой бы национальности он ни был: и житель Восточной Европы, и азиат, и африканец, и житель Южной Америки или кто-либо другой. Большинство иностранцев, которых я знаю, огорчены тем, что Англия теряет христианские ценности, и хотели бы, чтобы англичане их восстановили. И это те же самые ценности, которые защищал и до сих пор защищает Альфред, ибо он поставил Христа в центр своего мира.

К концу правления Альфреда слово «английский» означало христианский. Я верю, что возврат к настоящей Англии возможен только через возврат к христианскому Богу – «Белому Христу», как Его называли язычники. Если мы не вернемся ко Христу, то наша национальная идентичность потеряется. Единство наше зависит от христианской веры, которую исповедовал Альфред, ради которой он жил и которую восстановил после языческих вторжений. Программой Альфреда было восстановление христианской Англии. Его подлинное величие проявилось не на войне, но в мирное время, в том, что он укреплял и строил города, основывал монастыри и церкви, писал книги и составлял законы. Наша программа – это тоже восстановление. Восстановление христианской Англии и английской христианской культуры.

Альфред Могучий

К сожалению, сейчас у многих христианство ассоциируется со скучными и слабыми людьми. Но христианская традиция вовсе не такова. Ведь в лике святых были прославлены и многие воины. Вспомним святого Албана, святого Георгия, двух святых Феодоров и святого Димитрия. Архангел Михаил – архистратиг небесного воинства. Святой Константин тоже был воином. Безусловно, никто из них не считается святым только потому, что был воином. Их святость определялась тем, на что они тратили свои способности, посвящали ли их тому, чтобы построить Царство Христово на земле. Те, кто строил королевство, как Альфред Великий, тоже признаны святыми. Альфред был всецело предан Церкви и любил ее. Вот почему мы верим, что он святой.

Помните, что Альфред вступал в битвы, чтобы защитить христианское королевство, а не нападать на других. Самозащита, или, вернее, защита других: мирного гражданского населения, женщин и детей, монахов и монахинь, – это не то же самое, что агрессия. Она прямо противоположна ей. Когда Альфред победил датчан, он не стал их убивать или прогонять – он их крестил и позволил им остаться в Англии, стал крестным отцом их вождя и дал ему христианское имя. Он сокрушал врагов, но не создавал себе врагов. И вопреки неравенству в силах, Альфред выиграл войну, а затем завоевал мир.

Он был великодушен в своих победах, вел себя как благородный и мудрый христианин; он доказал, что настоящее завоевание достигается не мечом, а сердцем. Альфред разрешил датчанам сохранить свои обычаи, язык и законы, но предупредил, что если они останутся в Англии, то непременно должны стать христианами. Для Альфреда христианская вера была неотъемлемой частью Англии, английской культуры и идентичности. Если датчане хотели объединиться с англичанами, им надо было принять крещение. Все остальное было второстепенным. И политика Альфреда оказалась успешной. Через 30 лет после того, как датчане замучили святого Эдмунда в Восточной Англии, они уже почитали его как святого.

В середине X века святой Ода, получивший имя Ода Добрый, датчанин по происхождению, стал архиепископом Кентерберийским и еще одним христианским святым. Другой подобный пример – это живший немного позднее кровный родственник святого Оды святой Освальд Вустерский, ставший впоследствии архиепископом Йоркским; он тоже был датского происхождения, и его тоже любили все за святость его жизни и сострадание.

Альфред и канонизация святых сегодня

Есть ряд причин, почему до сих пор Альфред не был официально канонизирован.

Потомки Альфреда, жившие в Англии X века, были слишком заняты, продолжая дело Альфреда по переустройству Англии, в чем весьма преуспели. В некотором смысле – в мирском понимании – они затмили его. И люди стали забывать, что это трудами Альфреда была сохранена Англия, что это именно он заложил фундамент, на котором его потомки смогли достичь большего, но, в сущности, менее важного. К тому же, они были не такие люди, чтобы трезвонить о своем предке как о святом. Что же касается священноначалия, то Церкви понадобилось еще целых 50 лет, чтобы начать нормально действовать и приступить к возрождению монашества. Церковь в Кентербери была почти совсем уничтожена языческими набегами и восстановлена только при прославленном правнуке Альфреда – благоверном короле Эдгаре Мирном, почитаемом местно в лике святых. А к тому времени, когда Церковь уже могла бы предпринять шаги к канонизации Альфреда, ее внезапно потрясло горе, связанное с мученической кончиной в 979 году потомка Альфреда, его праправнука – святого короля Эдуарда. Затем, в начале XI века, обрушились новые набеги язычников, а позже –последний и самый успешный набег викингов – 1066 года.

Норманны не хотели почитать Альфреда как святого – как раз наоборот. Во-первых, он был английским героем – одним из врагов. Во-вторых, он разгромил их братьев – язычников- датчан. Норманны заменили символ английского противостояния – Альфреда – своими выдумками о «короле Артуре» и кельтском романтизме, не имеющими никакого реального основания в английской истории. Их потомки даже поставили «круглый стол короля Артура» в родном для Альфреда Винчестере. Эта французская мода продолжалась более 300 лет после 1066 года. Только в XV веке – в 1441 году – король Генрих VI имел возможность просить папу Евгения IV о канонизации Альфреда. (В то время в Западной Европе только папа имел право прославлять в лике святых, тогда как в Англии до норманнского завоевания такое право было у любого епископа.) Король Генрих VI писал об Альфреде как о «первом монархе знаменитого английского королевства… через которого Господь благоволил совершать чудеса – как при его жизни, так и после смерти». Просьба Генриха была отклонена по политическим причинам. Затем наступила Реформация, и канонизация стала невозможной, поскольку в протестантизме нет святых.

Надо еще сказать вот о чем. Альфред глядел далеко в будущее, и потому все сделанное им не могло быть по достоинству оценено еще долгое время. Я думаю, что как раз сейчас, спустя 11 столетий, мы действительно в состоянии оценить его заслуги. Именно потому, что за последние несколько десятилетий его главные христианские свершения стали упраздняться. Так, были уничтожены местные, относящиеся к графствам-shires, армейские подразделения, морской флот был сокращен, границы графств изменились в 1970-е годы, верховенство Общего права (Common Law) отменено, идет разложение христианства, к предложению Европейского Союза разделить Англию на области отнеслись благосклонно и проч. и проч.

Вспомним, что Бог не всегда открывает Своих святых сразу. Часты случаи, когда святые не обнаруживались на протяжении веков после их кончины. Когда народ не готов воспринять святых в течение определенного времени, Господь открывает их позже, когда люди уже готовы их оценить и воздать им должное почитание. Таков случай и с Альфредом. Только в XVI веке ему дали титул Великий – и этот титул с тех пор сохраняется. В последние 500 лет ясно видно, насколько высоко оценивается он как государственный деятель и национальный лидер во всех областях.

Только в XXI веке мы сможем реально и всецело понять его духовные качества.

Признание Альфреда святым Божиим

Альфред Великий. Миниатюра из генеалогического манускрипта XIII века
Альфред Великий. Миниатюра из генеалогического манускрипта XIII века

Существует не совсем правильное представление о том, что такое канонизация. Никто не может канонизировать в смысле «сделать святым». Только Бог открывает верующим святых, и лишь затем епископ местно или синод епископов признают почитание и подтверждают, что данный человек – святой. Это и называется канонизацией, то есть признанием кого-то за образец (канон) для подражания. Другими словами, почитание человека должно начаться в сердцах и умах. Только потом привлекаются епископ или епископы.

Наша надежда и цель – распространить почитание Альфреда Великого как святого. Канонизация – последняя ступень в процессе истинного почитания и открытия святого. Правда, распространению нашего почитания мешает непроясненный вопрос, касающийся его святых мощей. Мощи святого Альфреда были перенесены из монастыря Олд-Минстер в Нью-Минстер в Винчестере в 903 году его сыном королем Эдуардом. Но в XII веке мощи снова были перенесены, на этот раз в аббатство Хайд рядом с Винчестером. Здесь его останки почитались как мощи до самой Реформации, когда аббатство было уничтожено Генрихом VIII. В 1788 году рабочие, которые вели в том месте строительство, обнаружили три каменных гроба. Один из них вполне мог содержать земные останки короля Альфреда. Тогда найденные останки смешали, положили в деревянные мощевики и поместили над алтарем в винчестерском кафедральном соборе. Некоторые отрицают это и говорят, что останки Альфреда были обнаружены в 1863 году, а затем перезахоронены в церкви святого Варфоломея в Винчестере. Совсем недавно, после раскопок 1999 года, пришли к выводу, что останки короля потеряны «навсегда». Но думается, что земные останки святого Альфреда Великого должны быть где-нибудь в Винчестере, и центром его почитания должен стать именно этот город.

Встает вопрос и о написании иконы-портрета Альфреда (без нимба) и службы ему. Вот почему некоторые христиане желают учредить небольшое общество под названием «Призыв из Этелни». Оно будет названо в честь места, откуда Альфред, одинокий, начал спасение христианской Англии, дав и новую надежду всему западному христианству. Это общество могло бы распространять почитание Альфреда Великого как святого и защитника христианской Англии. Подчеркиваю: мы лишь можем продолжить почитание Альфреда Великого как святого; окончательное решение – за Церковью; мы «канонизировать» не вправе. Тем не менее, некоторые римо-католики и члены Православной Церкви, а также, возможно, другие христиане Альфреда уже почитают как святого.

Что же касается многоуважаемой семьи Альфреда – его жены Эльсвиты и дочери Этельгивы, то они почитались и продолжают местно почитаться как святые. По правде говоря, король Альфред стоит во главе династии из семи святых. Кроме жены и дочери, его внучка святая Эдбурга Винчестерская, а также жена его внука святая Элгива Шафтсберийская почитаются в лике святых. Кроме того, вспомним, что святая Элгива была матерью святого Эдгара Мирного, короля английского († 975), а он, в свою очередь, отцом святого короля-мученика Эдуарда († 978) и святой игуменьи Эдиты Вилтонской († 984). Для них всех, как и для Альфреда, главным была вера. Именно вера была началом всего. И единство было важнее битв, которые в конце концов завершались крещением. Законы Альфреда начинались с десяти заповедей и золотого правила Христа. Половина всех доходов Альфреда посвящалась Богу, как и половина его времени. Он был полон любви к мудрости, а значит – любви ко Христу. А как любитель подлинной мудрости, он был и истинным философом.

Жизнь короля Альфреда может быть рассмотрена так.

Сначала он показал добродетель терпения и тем самым победил свои слабости.

Затем он показал дружелюбие и тем самым победил датчан.

Он показал веру своими благими делами и тем самым преодолел безразличие народа.

Наконец, он показал любовь к мудрости и тем самым победил невежество своего народа. Несомненно, это величие.

Мы верим, что если будем просить его молитв – святого Альфреда, короля Англии, называемого Великим, паломника в «Дом мудрости», то сможем очистить Англию от настоящего наплыва язычества. Он – тот, кто расправился с запустением, невежеством и материализмом своего времени, – может помочь нам сделать то же самое теперь. И неслучайно, что те, кто против Альфреда Великого, против и веры христианской, против и Англии, ибо Альфред создал христианскую Англию. Мы не против Альфреда, веры и Англии, потому что мы христиане и патриоты страны, в которой живем. Следовательно, мы за почитание святого Альфреда Великого – святого и защитника христианской Англии.

Святой и праведный Альфред, моли Бога о нас!

Житие составил протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Views (418)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *